23:11 

Зимняя ФБ. Деанон.

velikoe_ni4to
несуществующий юзер
Название: Что выйдет, если позволить комикам писать сценарии?
Автор: velikoe_ni4to и Singh
Форма: фандомная аналитика
Категория: джен
Рейтинг: G
Размер: 1170 слова


Предупреждение!
Данную аналитику нельзя провести в рамках сухой и чёрствой терминологии. И Вам будет скучно читать, и автор начнёт скулить, просясь на улицу.

Все интеллигентные люди при просмотре сериалов подобны картриджам: так и норовят достать чернил и поплакать, якобы закончилась фантазия у сценариста. Предлагаю Вашему вниманию рассмотреть работу двоих сценаристов на примере сериала "Black Books". Если сильно надувать щеки, можно сказать, что это британский телесериал-ситком, если вести себя поскромнее — зарисовки ТВ формата.

Сценарий к нему был написан самими Диланом Мораном и Билли Бэйли. Если кто их не знает — это два комика, хорошо известных на зарубежной стенд-ап сцене. У нас этот вид искусства пока не очень развит, но да не об этом сейчас речь. Вернёмся к сценаристам.

Дилан Моран. В своих выступлениях он рассматривает через бокал вина людей, их устройство, их социалку, их поведение и их взаимодействия, а в мире помимо этого все равно ничего не было и нет.

Билл Бэйли. Яркий пример того, как можно детскую повинность в виде музыкальной школы выгодно пристроить в своём будущем. Его тема, как Вы уже догадались — музыка. Но и шутить он тоже умеет.

А теперь данные по сериалу.
Авторы не стали на протяжении энного количества серий жевать жвачку из эмоциональных руминаций. Нет. Из серии в серию на протяжении каждых 22 минут (чёткое метрирование) рассматриваются взаимоотношения эксцентричного мизантропа, владельца книжного магазина и экставертированного, неуклюжего его помощника. Время от времени к ним заглядывает на посиделки старая подруга Бернарда Фрэн.
Идея сериала проста, как смысл жизни — всё суета сует, или, цитируя самого Бернарда, «Найти работу и наладить свою жизнь ты всегда успеешь, а паб закрывается всего через пять часов!» (сезон 2, серия 3)

Перейдём к сюжету.

«— Сюжет немного сложноват для 3-6 лет.
— Да что может быть проще! Академик, переживший сталинские гонения, в своем сознании регулярно возвращающийся в прошлое, и его дочь, чей горький многолетний брак рушится у нее на глазах, и журналист, расследующий дело академика из-за подозрения того в том, что тот никогда не был в России. Тем временем журналист становится одержимым его дочерью и жертвует свою карьеру, став линзошлифовщиком в Омске. Что такого? Не думаю, что стоит умалчивать правду от детей!»
(сезон 3, серия 6)

Как оно бывает.
Надо сделать нечто. Организатор вызывает Великий Ум и говорит ему: есть идея! Давай напишешь сценарий! На основании которого сделаем пилотную серию, на основании которой потом, может быть, будем делать сериал, который покажем народу и узнаем, угадал ты или нет.

Великий Ум, он же Дилан Моран, недолго думая и не мудрствуя лукаво, лёгким росчерком пера, делает главным героем совершенно асоциальный элемент, но очень типичный персонаж для Британии, и возводит его характер в определенную степень абсурда. Бернард Блэк — человек из народа. Такое решение логично и наиболее предсказуемо для автора-комика, так как самый искренний смех — смех над самим собой.

«— Но я думаю, эта книга стоит 2 фунта, а не 3.
— Потому что Вы думаете, что 3 фунта — это наглое вымогательство за книгу, длинной всего в ... 912 страниц. Что я сделаю с этим фунтом? Добавлю акры к своим угодиям, запущу ещё золотых карпов в свой роялевидный пруд, или построю крыло в Национальной галерее в свою честь?»
(сезон 2, серия 4)

«Когда я был подростком, то много времени проводил в букинистических магазинах. Я туда до сих пор наведываюсь. Так вот, заметил, что типы, которые ими владеют, очень похожи. Бизнес им не интересен в принципе, но нужно же как-то жить, и поэтому они торгуют единственным, в чем разбираются, — книгами. У всех этих ребят начисто отсутствуют навыки общения. Клиентов они ненавидят — и чаще всего сидят за столом и скалятся, как гаргульи. К тому же, я давно думал над тем, что гнев может быть очень смешным. И смешным, и трагичным одновременно». (Интервью: Елена Ванина от 01.10.12)

Так из клубов сигаретного дыма вырисовывается первый участник действия — Бернард Блэк. Но один персонаж сериал не сделает, каким бы он очаровательно мерзким ни был.
Набираем массовку, оживляем кадр.

«Знаешь, зарплата небольшая, но работа сложная». (сезон 1, серия 2)
Подчиненный Бернарда — Мэнни. Вряд ли он какой-то часто встречающийся типаж. Скорее был придуман как антипод Бернарда. Об этом даже их фамилии говорят. Блэк — с английского "черный", Бьянко — с итальянского "белый". То есть, по умолчанию, их отношения нам преподносятся как некое комичное противостояние белого и черного, добра и зла. В первой серии Мэнни даже появляется в забавном образе Иисуса. Сочетание несочетаемого — благодатная почва для самых смешных комедий и самых душещипательных трагедий.

«Мэнни: Вряд ли мне это будет нужно, раз уж мы распались... Я напишу.
Бернард: Я не прочту.
Мэнни: Я... Я позвоню.
Бернард: Я брошу трубку.
Мэнни: Я навещу тебя.
Бернард: Я буду уже мертв!
Мэнни: Послушай, но так ведь не должно быть, если бы ты просто сказал эти два слова.
*pause*
Бернард: ПОШЕЛ ВОН!»
(сезон 3, серия 1)

«Мэнни, теперь я открою тебе секрет, известный только женщинам и геям. Не обязательно все убирать, можно просто все накрыть индийским пледом». (сезон 3, серия 3)
«Разрушитель» и «Творец» у нас уже есть. Последний участник — «Созидатель», или просто Фрэн, всё по фен-шую. Чаще всего она ведет борьбу с Бернардом за безопасность жизнедеятельности Мэнни.

Бернард и Фрэн часто делают то, что хотели бы сделать мы, но не можем из-за каких-то общественных или внутренних рамок и прочего. Они этим очень подкупают, своей беспечностью и безбашенностью, наверное. Взять хотя бы серию, где Фрэн решила научиться играть на пианино. Когда ты уже взрослый человек, простое «хочу уметь играть на пианино» сопровождается кучей всяких: «ой, нет, мне будет лень»; «мне не будет хватать времени»; «у меня не получится», а Фрэн просто идет и покупает пианино. Потом, конечно, выясняется, что ей тоже лень и у нее тоже не получается, но суть в том, что она не парится и не разводит тяжких дум, а просто делает. То есть, в наших фантазиях мы берем пианино, начинаем заниматься и — бац! — мы уже гениальные пианисты и все вокруг нами восхищаются. В фантазиях Фрэн всё то же самое, но только мы скептичны и знаем, что так не выйдет, а она об этом даже не думает, а просто действует. Вот тут как раз появляется персонаж Мэнни. Он вроде юродивого. У него это "бац — и гениальный пианист" получается, но он настолько не от мира сего, что для него это нормально. Возможно, дело в том, что это просто смешно, когда он спокойно делает и терпит все то, что обычные люди ненавидят. Он как тот аляповатый и неуклюжий клоун, которого бьют по голове прорезиненным молотком, и весь зал покатывается со смеху.
И Фрэн, и Бернард, и Мэнни разрушают иллюзию порядка и вменяемости этого мира, за которую так держатся взрослые люди.
«Мэнни показывая фотографии из отпуска: Это мы перед рестораном, а это мы перед отелем.
Бернард: Надо же, какие метаморфозы!»
(сезон 2, серия 6)

Итого.
Этот ситком — как панорамная картинка того, о чём стендаперы вещают со сцены. Герои сериала, ситуации, в которые они попадают, места, где они бывают — все это знакомо. В какой-то момент в них можно узнать своих друзей, соседа с лестничной клетки, собственную собаку или себя. Смеясь вместе и над героями, невольно задумываешься, а не ты ли тот самый чувак, которому интересна «настоящая кожа», а не «настоящий Дикккенс». Профит.

Спасибо за внимание.

@темы: Black Books

URL
Комментарии
2013-03-17 в 00:53 

amber-volakis
Мне нра, ты знаешь

2013-03-17 в 00:57 

velikoe_ni4to
несуществующий юзер
amber-volakis, спасибо, чо))

URL
     

Несуществующий дневник

главная